Уроки вежливости

5
Уроки вежливости

Какой ребенок придется вам больше по душе?
Тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал «до свидания», или тот, кто, едва появившись на площадке, с громкими криками пробежался по ряду куличиков, отнял у карапуза ведро, обкидал вашего ребенка с головы до ног песком, а на прощание запульнул ваш мяч в лужу?

Вы наверняка скажете, что первый ребенок — воспитан, вежлив, знает и соблюдает правила приличия.

Совершенно естественно, что отношение окружающих к такому ребенку всегда будет позитивным, ведь и детям, и взрослым — комфортно находиться с ним рядом.

Итак, вежливость – очень важная нравственная и поведенческая черта личности. Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения.

Вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить.

Но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. И очень важно, чтобы вежливость ребенка была искренней, а не заученно-«попугайской».

Воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. Закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, — из которых вырастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность.

Вежливая семья

Семья для ребенка – это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитаны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением – то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.

Если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста», «спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.

Вежливые слова и поступки

Даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов. До истинной, осознанной вежливости еще далеко. Чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответствующий практический опыт.

Время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.

Например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек – конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.

Бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой – грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками.

И тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. В 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия, «очерчивать» рамки дозволенного. Так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто «набрал в рот воды». Помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он поступает вежливо, а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.

С вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам малыш уже усвоит основные нормы поведения. Но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап – «ябедничества». Малыш начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «Он толкается!», «Он не сказал «спасибо!»», «Он ломает чужую машинку!».

И тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. Благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании – что хорошо, а что плохо.

Ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. Теперь на первом плане появляется желание произвести хорошее впечатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны.

Уроки вежливости

Ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. Но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. Поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.

Поэтому, очень важно знакомить детей с правилами этикета и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.

Знакомить детей с правилами поведения можно в играх–инсценировках, сюжетно-ролевых играх, настольных играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, этических беседах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи Г.Остера).

«Приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды:

— Проследите, чтобы стол, за который садится кроха, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой).

— Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т.д.)

— Приучайте малыша, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.

-Учите кроху правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.

— Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом

— В конце трапезы — обязательно благодарим за еду.

«Обслужи себя сам» или культурно–гигиенические навыки:

— Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки.

— Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.

— После каждой игры помогайте малышу убрать игрушки на место.

— Покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь.

— Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.

«Милая мамочка» или общение с взрослыми:

— Побуждайте малыша выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.

— Вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам).

— Учите откликаться на состояние взрослого – заботиться, обнимать, жалеть, помогать и т.д.

— Подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый, мамочка, бабуля.) и вежливыми словами.

«Дружные ребятки» или общение с детьми:

— Побуждайте кроху проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть и т.д.)

— Поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени.

— Приучайте детей к совместным играм, на начальном этапе — в играх-хороводах, играх-имитациях.

В рамках данной статьи нет возможности обговорить, как нужно вести себя детям в определенных ситуациях, но безусловно, вы и сами знаете эти правила. Мы лишь предложим вам некоторые темы для общения с вашими детьми:

— Как вести себя на улице, на детской площадке, в магазине, транспорте, поликлинике, театре, музее, лесу.

— Как переходить дорогу.

— Как вести себя в детском саду.

— Как вести себя в гостях или принимая гостей.

— Как дарить и принимать подарок.

— Как вести себя при случайной встрече со знакомыми.

— Как общаться с людьми, как разговаривать по телефону.

Уроки вежливости в стихах-загадках!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим — самым послушным, умным, добрым и вежливым. Этому можно научить словами, собственным примером, а также воспользовавшись стихами-загадками Олеси Емельяновой. Предлагаем прочесть и разучить с малышом эти чудные стишки!

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

***

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

***

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

***

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

***

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

***

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

***

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

***

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

***

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…»

(Доброго пути!)

***

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…»

(Благодарю!)

***

Выгнал кукушонок Рома

Няню строгую из дома.

Всем, кто будет баловать,

В дом…

(Добро пожаловать!)

***

Мама с папою сидят,

Торт с конфетами едят.

Скажет вежливая дочь:

«Разрешите …»

(вам помочь!)

***

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «…»

(Поздравляем!)

***

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

***

Обнаружив на рассвете,

Что роса попалась в сети,

Паучиха Шудра-Вудра

Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

***

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

***

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

***

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте… »

(так добры!)

***

Увидали обезьяны,

Слон под пальмой ест бананы,

И кричат ему они:

«Вкусно? Ты хоть намекни! »

Вежлив слон, не сомневайтесь,

Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

***

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице:

«Разреши …

(представиться!)

***

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!

Очень желуди люблю! »

Ответит незнакомица

«Приятно …»

(познакомиться!)

***

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита)

Правила этикета в стихах

Быть воспитанным ребёнком очень важно с малых лет!

Вам, мальчишки и девчонки, — этот детский этикет!

Помни правило номер один в воспитании:

Говорить всегда «Здравствуйте» и «До свидания»!

Всем детям надо вежливыми быть:

«Пожалуйста», «Спасибо» говорить!

Когда говоришь, ты спешить не пытайся

И знай: невоспитанно — перебивать!

Сначала услышать вопрос постарайся

И только потом на него отвечать!

Нельзя говорить никому никогда

Обидные или плохие слова!

Не дразнись, не будь задирой никогда!

Всех ребят зови по имени всегда!

Беседе взрослых не мешай,

Их разговор не прерывай!

Запомни правило простое:

Без спроса не бери чужое!

Старшим старайся во всём помогать,

В транспорте место всегда уступать!

Мять нельзя траву, цветы,

Листья рвать, ломать кусты!

Ведь природа так красива —

Относись к ней бережливо!

День рождения

Е. Благинина

Гости прыгали и пели,
После сели все в кружок –
Пили чай, конфеты ели
И хвалили пирожок.
Был хорош пирог капустный,
Но куда вкусней другой:
Очень сдобный, очень вкусный,
С ярко-жёлтой курагой.
А потом играли в прятки,
В куклы, салки и лошадки.
А потом все вдруг ушли,
И мы с братишкой спать легли.

Бесконечная песенка

Е. Благинина

Аи люли, аи люли,
Гости к Танечке пришли:
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
Котик в новой свитке,
Кошечка в накидке,
С перстеньком на лапке,
А собачка в шапке.
Все по лавкам сели,
Сели и запели:
Аи люли, аи люли,
Гости к Танечке пришли…

Ребенок растет и со временем чувствуется, что одного семейного общения ему уже недостаточно, следовательно, настала пора позаботиться о расширении его круга общения.

Расширять круг общения ребенка важно и потому, что, чем раньше малыш начнет завязывать новые знакомства, тем в будущем такому ребенку будет проще и безболезненно входить в новые коллективы, не испытывая какого-либо дискомфорта при новых встречах с малознакомыми людьми.

Поэтому не следует ограничиваться общением предоставленным ребенку в детском саду и семейном кругу. Ходите в гости к знакомым и друзьям вместе с малышом и желательно к таким, у которых тоже есть дети, чтобы вашему малышу эти гости были интересны и новым знакомством и общением со сверстниками, и не тяготили ваше чадо. Но при этом необходимо объяснить ребенку как вести себя в гостях.
Многие родители не спешат водить детей по гостям, потому что думают, что дети раскапризничаются и гости будут не в радость никому.
Как правило, дети в гостях начинают капризничать, когда им попросту нечем заняться, так как во время оживленных бесед взрослых ребенок предоставлен самому себе и естественно начинает скучать.

Чтобы этого избежать, продумайте заранее к кому лучше сходить и чем будет заниматься ваш малыш в гостях. В любом случае расскажите ребенку о том, куда вы идете, назовите имена к кому вы собираетесь, и придумайте вместе с малышом, что он будет делать в гостях.

Не забудьте напомнить ребенку, как ему следует вести себя в гостях. Но в случае если малыш, что то сделает на ваш взгляд неправильным или скажет что-нибудь невпопад, ни в коем случае не ругайте его и не одергивайте по каждому поводу и без и особенно не делайте замечаний за то, что обычно разрешаете ему делать дома. Такое ваше поведение скажется не лучшим образом на ребенке, который даже не сможет понять, за что его поругали, и у него может сформироваться размытое представление граней допустимого.

В любом случае оставайтесь спокойными и будьте уверены в том, что те к кому вы пришли, поймут вас правильно, ведь абсурдно ждать от маленького ребенка, что он будет вести себя как взрослый человек чинно и благообразно. Но тем не менее, периодически объясняйте ребенку основные правила поведения в гостях: что без приглашения ходить в гости неприлично, также как и по долгу засиживаться в гостях, что не стоит диктовать свои правила и навязывать свои желания и т.д. Учите ребенка быть вежливым и воспитанным всегда, независимо, где бы он ни находился.

Источник mam2mam.ru

  1. спасиБО,
    учиться всегда НЕ поздно и очень НАДО!!!!!!!!!!!

  2. ВСЕ УДАЛОСЬ!!
    ВСЕМБОЛЬШОЙ ЛЮБВИ РАДОСТЕЙ И ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ!!!

  3. очень интересно.моей дочери 3 года.И я для себя сделала некоторые выводы.хотелось бы как и любой маме воспитывать правильно.

  4. бывает когда ребенок не хочет слушать объяснения и в ответ кричит, убегает, говорит, что ему нравится вести себя плохо. Как вести себя родителям, если от этих активных возражений голова идет кругом?

LEAVE A REPLY