Развитие ребенка от года до двух лет

4
Развитие ребенка от года до двух лет

Правильное развитие ребенка после года и до двух лет

Возраст малыша 12 месяцев — это необыкновенное время, время «рождения» новой личности. Ребенок за первый год жизни совершает огромный скачок в развитии.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕБЕНОК ПОСЛЕ ГОДА?

После года карапуз сильно меняется: он становится почти самостоятельным, и теперь родители не могут делать с ним все, что хотят. Он уже не станет беспрепятственно подчиняться взрослым, он уже личность со своими желаниями и волей. И все эти перемены связаны в первую очередь с тем, что ребенок после 1 года овладевает двумя основными человеческими навыками: ходить и разговаривать. Развитие ребенка после года идет сразу в трех направлениях: физическом, умственно-психологическом и социальном. Ребенок стремится к познанию всего нового и интересного, совершенствует свои навыки.

ФИЗИОЛОГИЯ 12-МЕСЯЧНОГО МАЛЫША

С момента рождения за 12 месяцев ребенок почти втрое увеличивает свой вес, и в год он обычно весит уже 8-11 кг. При этом он вырастает в среднем на 20-25 см, достигнув роста 70-76 сантиметров. Годовалый малыш, у которого уже обычно 6-12 зубов, стремится пережевывать твердую пищу, что позволяет постепенно отказаться от измельчения еды. В это время его можно перевести на более взрослый рацион. В 12 месяцев мамы обычно отлучают детей от груди или от бутылочки со смесью, завершая грудное/искусственное скармливание. При этом идет замена его обычным молоком, коровьим или козьим. В год ребенку уже нужно меньше времени для сна, теперь он спит только раз в день днем, не более одного-двух часов.

ФИЗИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

В период после 1,1 и до 2 лет ребенок становится все более самостоятельным, в этот период формируется его характер. Изменения в его поведении заметны по месяцам. Развитие ребенка от года до двух лет идет быстрыми темпами. Но он еще мал и по-прежнему почти во всем зависит от взрослых.

Физическое развитие ребенка от года до четырнадцати месяцев отмечается совершенствованием умений, приобретенных ранее. Развитие ребенка в полтора года предусматривает что он уже должен уметь:

  1. Быстро и хорошо ползать, вставать на ноги.
  2. Делать первые шаги самостоятельно или за руку со взрослым. Ходить сам, держась за встречающиеся предметы.
  3. Ползать по ступенькам.
  4. С поддержкой переступать через ступеньку и так же подниматься, спускаться по ним.
  5. С интересом изучать окружающие предметы, залазить на невысокие стулья, тумбочки и т.д.
  6. Брать в руки для игры все доступные ему предметы, открывать дверцы любой не закрытой на ключ мебели, с интересом доставать все содержимое оттуда и активно изучать его.
  7. Самостоятельно надевать на себя и снимать носки, шапки, помогая это делать взрослым.
  8. Интересоваться мячом, кубиками, разными бытовыми предметами для игры.
  9. Складывать игрушки в корзину.
  10. Выполнять несложные задания взрослых.

Физическое развитие ребенка после 14 до 18 месяцев отмечается приобретением к уже существующим навыкам следующих:

  1. Ребенок уверенно ходит сам без поддержки взрослых.
  2. Умеет приседать, поворачиваться в разные стороны.
  3. Учится после падения самостоятельно подниматься на ноги, иногда еще требуется помощь взрослых.
  4. Стремится сам без посторонней помощи бегать, прыгать.
  5. Самостоятельно может перешагнуть через бордюр, порог.
  6. С небольшой подстраховкой взрослых может подняться по лестнице.
  7. Свободно залазит и слазит с высокого стула.
  8. Бросает в руки и бьет ногой по мячику.
  9. Пробует на зуб любые предметы.
  10. Учится рисовать, водит карандашом по бумаге.

Физическое развитие ребенка от 1,2 лет и до 2 лет, т.е. второе полугодие жизни малыша, нарастает по месяцам, характеризуется стремлением полностью обходиться без помощи взрослых:

  1. Уверенно ходит, бегает, прыгает, танцует, кружится и приседает.
  2. Умеет подниматься по лестнице, не держась за руку или перила.
  3. Сам может пить из чашки, держит ложку, но еще не аккуратно ест твердую и жидкую пищу с тарелки, больше разбрызгивает и все пачкает.
  4. Снимает с себя одежду: носки, шапки, штаны и др.
  5. Умеет освобождаться от ремней безопасности и вылезать со стульчика или коляски.
  6. Может проситься на горшок, самостоятельно при этом снимать трусы и т.д.
  7. Может собирать небольшие конструкторы, кубики, пирамидки, играть в мяч, точно бить по нему ногой.
  8. Учится чистить зубы с помощью взрослых, пытается расчесываться.

Родителям важно знать, что возраст от года до двух лет — это самый подвижный период в жизни ребенка. Карапуз ни минуты не может усидеть на месте и в одном положении, останавливается только, когда спит. Эта его особенность связана с тем, что в этот период он исследователь, познающий мир вокруг себя, и для него здесь все новое и интересное. Он способен залезть сам и засунуть руку пальцы во что угодно и куда угодно. Он может взобраться на лестницу, шведскую стенку, куда получится, старается добраться до понравившегося и заинтересовавшего его предмета. На данном этапе его уже меньше интересуют игрушки, а все больше бытовые и опасные предметы. Таким образом проявляет себя человеческое стремление познавать все новое и неизведанное. Жизненно важно взрослым в этом возрасте не оставлять ребенка одного без присмотра ни на минуту. При этом его следует беречь от опасных и вредных веществ и предметов.

УМСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Умственное и психологическое развитие особенно активно отмечается в период от года до двух лет.
Это возраст, когда хорошо развивается в первую очередь речь маленького человека, также зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Малыш до двух лет учится понимать разговорную речь, накапливает пассивный запас слов и сам начинает говорить. В 12 месяцев словарный запас ребенка может составлять всего 10 слов, а после двух лет малыш уже хорошо говорит 100 слов, причем использует фразовую речь.

Нередки случаи, когда ребенок в полтора года говорит только несколько простых слов, таких как мама, папа, баба и т.п., и больше до двух лет не произносит никаких новых слов. Часто малыши просто ленятся разговаривать и пока только накапливают словарный запас. В этом возрасте главное, чтобы ребенок понимал, что ему хотят сказать, выполнял просьбы и поручения взрослых. Главное — много и часто заниматься с ребенком, применять в играх разные методики раннего развития — и кроха обязательно заговорит.

В эмоционально-психологическом развитии ребенка после года наблюдается противоречие -одновременно в нем уживаются зависимость от матери и стремление все к большей самостоятельности.

Интеллектуально-социальное развитие ребенка от 1 года до 14 месяцев включает в себя следующие умения:

  1. Ребенок может произносить простые, знакомые слова, например, дай, нет, мама, папа, свое имя и т.п.
  2. Малыш много «болтает» на своем, еще непонятном взрослым языке.
  3. Ярко выражает положительные эмоции: смеется, хохочет, проявляет теплые чувства, т.е. целует, обнимает близких ему людей.
  4. Активно демонстрирует характер и волю, выражая негативные, отрицательные эмоции, когда недоволен или злится, при этом, что-то требуя, может кричать, раздражаться, топать ногами, ложиться на пол.

От 1 года по месяцам и до полутора лет психологическое развитие ребенка становится все более активным:

  1. У ребенка буквально по месяцам увеличивается пассивный и активный запас слов, он уже способен говорить не просто отдельные слова, но и произносить несколько простых фраз.
  2. Ребенок уже знаком с названиями частей тела и может по просьбе без ошибок показывать их.
  3. На картинках также правильно может выбрать необходимый предмет, что говорит о развитии памяти у малыша.
  4. Узнает себя в зеркале, может назвать имя. Знает по именам и «должностям» всех своих родственников.
  5. Он стремится подражать поведению взрослых.
  6. Учится слушать указания взрослых и отличать запреты.
  7. Начинает сознательно контролировать мочеиспускание. Ребенка в полтора года нужно начинать приучать к горшку.

После полутора и до двух лет интеллектуально-социальные навыки малыша все больше совершенствуются. Для этого возраста определяются следующие темпы развития:

  1. Ребенок двух лет уже хорошо понимает разницу между дозволенным и недозволенным, точно знает, что можно, а что нельзя. Любит совершать запрещенные действия, чтобы привлечь внимание взрослых и понаблюдать за их реакцией.
  2. Хорошо понимает речь взрослых.
  3. В речи ребенка все больше присутствуют несложные фразы, и практически каждый день может появляться новое слово.
  4. Ребенок уже может простыми словами объяснить свои действия или действия других.
  5. При желании отвечает на вопросы и выполняет поручения.
  6. Малыш двух лет уже может без перерыва от 15 минут до получаса слушать интересный рассказ или смотреть мультик.
  7. Хорошо ориентируется на знакомой местности, в своей квартире, на детской площадке и т.д.
  8. Появляется интерес к мелким деталям, ребенка привлекают шурупы, пуговицы и т.д., тем самым развивается мелкая моторика, которая способствует лучшему развитию речи.
  9. Сознательно просится на горшок или самостоятельно пользуется им.
  10. У ребенка после полутора лет часто меняются вкусовые пристрастия, и он может начать отказываться от привычной для него пищи. В два года малыш сам стремится есть ложкой и пить из чашки.
  11. У него появляется новый интерес к прогулкам.
  12. У ребенка после года и до двух лет изменяется воображение, оно становится более богатым, но может вызывать беспричинные страхи по отношению к игрушкам, темноте и т.д.
  13. В этом возрасте ребенок начинает скучать по родителям и родным, если долго их не видит.
  14. С каждым месяцем ребенок проявляет все большую настойчивость в достижении своих целей, демонстрируя характер. Желания малыша в этом возрасте бывают недопустимыми, сложно контролируемыми, с ним трудно «договориться».

НА ЧТО НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ?

Возраст от полутора до двух лет — это еще возраст первых тестов на интеллектуальное и речевое развитие малыша. Ребенка от 1 до 2 лет следует показать врачу, если он не может делать следующее:

  1. В полтора года не начал ходить.
  2. После двух лет не говорит ни одного слова.
  3. В полтора года не понимает взрослой речи и не выполняет простых просьб.
  4. В два года долго не реагирует на отсутствие матери или другого взрослого, который ухаживает за ним.
  5. В полтора года не стремится играть в простейшие детские игры.

Это очень тревожные симптомы, которые могут означать как отставание в возрастном развитии, так и сигнализировать о проблемах с физическим здоровьем ребенка. В этом случае следует ребенка незамедлительно показать педиатру и детскому психологу.

Правильные игрушки

У малыша второго года жизни должны быть:

  • игрушки, помогающие развивать крупную моторику и общую двигательную активность: мячи разных размеров, каталки, качалки, горки, санки;
  • игрушки для развития мелкой моторики, четких движений: кубики, формочки для игр с водой и песком, пирамидки, матрешки и т.п.;
  • музыкальные игрушки: барабаны, бубны, ксилофоны, гармошки;
  • игрушки для развития творчества: цветные мелки, пластилин, наборы для аппликаций;
  • игрушки, помогающие узнавать окружающий мир: кукольная посуда, мебель, бытовые и садовые инструменты (лопатки, грабли, ведерки), куклы, животные, различная техника (легковые машины, грузовые, пожарные, поезда, самолеты).

Первые представления о предметах и явлениях:

О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Коля хочет гулять» или «Дай Коле шарик» и т.п.

О своем внешнем виде. Может отвечать на вопросы: «Где у Коли ручки? А где у Коли ножки?» (глазки, носик и т.п.).

О своих действиях. Комментирует свои действия. Например: «Коля моет ручки» (ест, играет, одевается, кушает и т.п.).

О своих желаниях. Высказывает свои потребности. Например: «Коля хочет лошадку» или «Коля хочет попить».

О близких людях. Имеет представление о том, кто кем ему приходится: «Моя мама» (бабушка, сестра, брат и др.).

О блюдах (отличает суп, кашу и т.п.).

О пище (знает продукты: хлеб, молоко, яблоко, морковка и др.).

Об игрушках (знает мишку, зайку, куклу, машину, кубики, барабанчик и др.).

Ребенок может многому научиться в обычной жизни, гуляя, играя с мамой, общаясь с родными. Помогайте малышу – и вместе вы преодолеете все сложности этого возраста. Старайтесь внимательно наблюдать за тем, что и в какой момент ребенку необходимо и нравится делать, не принуждайте его выполнять те задания, которые в конкретное время ему выполнять не хочется. Насыщайте день малыша ролевыми и сюжетными играми, чтением и рассказыванием сказок, совместным или самостоятельным рисованием, лепкой из соленого теста и пластилина. Все эти занятия не только важны для развития интеллекта и формирования характера. Они играют значительную роль в развитии и укреплении гармоничных отношений между родителями и детьми, которые важны для малыша в любом возрасте.

Общение

Учить ребенка взаимодействовать с другими людьми можно уже сейчас. Малыш может не захотеть общаться с малознакомым человеком. Однако это не означает, что ему надо вообще избегать контактов с посторонними. Старайтесь организовать распорядок ребенка таким образом, чтобы он в естественной обстановке встречался и общался, например, с соседкой, гуляющей с собакой, или вашими друзьями. Ваши гости и знакомые должны быть всегда доброжелательны к ребенку: чаще улыбаться, смеяться, говорить ему больше ласковых слов, ни в коем случае не раздражаться и не кричать.

Важно также учить ребенка играть со сверстниками рядом, не мешая друг другу, просить игрушки и делиться ими, здороваться и прощаться.

Не нужно забывать о том, что ваше слово для ребенка должно быть определяющим и решающим, а понятия «нельзя» и «можно» должны пониматься и исполняться.

Помните о следующих принципах воспитания малыша:

  • Не стоит стараться оградить ребенка от всех неприятностей, запрещая ему ездить с горки или убирая с его пути любую вещь, о которую он может споткнуться.
  • Предупреждайте ребенка об опасности, будьте готовы помочь, но откажитесь от чрезмерной опеки.
  • Постоянные упреки в том, что малыш сделал что-то не так, и опасения за то, что у него не получится, способствуют появлению у него чувства неуверенности в себе. Если вы собираетесь что-то запретить ребенку, обязательно объясните причину этого запрета, чтобы ему был понятен реальный риск.

Задания на подбор, соотнесение и группировку предметов, которые ребенок должен выполнять к этому возрасту:

  • соединение частей (2 детали, 3 детали – с помощью взрослого);
  • сравнение по форме, цвету, величине (малыш понимает слова «больше», «меньше»), собирает пирамидку из 2, 3 частей сам, из 4, 5 – с помощью взрослого;
  • обобщение по признакам: ребенок самостоятельно выбирает из 4 предметов, 4 цветов — по заданию.

Разногласия с собой

Любовь и страх потери, раздражение и требовательность – эти два противоположных полюса воздействуют на поведение ребенка. В это время наблюдаются периоды необъяснимых капризов и недовольства, а также вновь возникающий страх перед незнакомцами и разделением с матерью, нарушение сна.

Часто мам ставят в тупик, с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а с другой – настойчивые требования разделить с ним каждый аспект его жизни. В это время очень важно, чтобы мама не отстранилась и не реагировала резко на двойственность поведения своего малыша, чтобы она оставалась эмоционально доступной для него с предсказуемым поведением, но, в то же время, мягко направляла его в сторону самостоятельности.

Какой размер ноги у детей от 1 года до 2 лет по таблице

В раннем возрасте дети растут очень быстро. Размер ноги мальчика или девочки в первые 24 месяца от рождения меняется так стремительно, что купленной родителями обуви часто хватает только на один сезон. Молодые мама и папа задумываются, как узнать размер ноги ребенка, чтобы новый ботинок или туфелек сидел на каждой из них наилучшим образом.

Размер ноги девочки по таблице в сантиметрах

В первые два года жизни девочка и мальчик развиваются примерно одинаково. Производители выпускают обувь, что имеет средний размер и отличается только оформлением в соответствующей полу малыша цветовой гамме.

Ниже представлена таблица размеров, которая поможет вам не ошибиться с покупкой в детском магазине, зная, насколько длинная ножка в сантиметрах у вашей дочери (родителям мальчиков эти данные тоже подойдут). Благодаря приведенной информации вы сможете правильно определить размер обуви и порадовать свою кроху. Здесь указано, какой должна быть длина стопы в полгода, в год и два года жизни, и как она меняется по месяцам.

Возраст ребенка 0,5 года – 1 год 1-1,5 года 1,5-2 года 2 года
Длина ноги, см 11,7 12,5 13,4 14,3
Размер обуви в США 4-4,5 5-5,5 6-6,5 7
Размер обуви в ЕС 19 20 21-22 23

Размер ноги мальчика по таблице в сантиметрах

Величина размера ноги мальчика тоже зависит от возраста и не отличается существенно от указанной выше для девочки. Но нужно учитывать, что стопа у мальчиков может иметь больший объем. Поэтому обувь для маленьких лиц мужского пола делают несколько шире, чем аналогичную женскую.

Как измерить размер ноги у ребенка

Как правильно определить размер ноги годовалого ребенка? Ведь в таблицах можно найти только примерные, ориентировочные данные. Для того чтобы можно было мерить размер ножки вашей крохи, вам понадобится плотная бумага и остро заточенный карандаш.

Вечером, после того, как ваш сын или дочь примут вечернюю ванну, поставьте малыша на лист картона. Каждая нога должна плотно прилегать к бумаге, иначе точность измерений будет нарушена. Обведите по контуру обе ступни, и затем вырежьте ножницами эти «следы». С такими отпечатками можно смело идти в магазин и выбирать определенный размер обуви, в какой полностью поместится «след».

Как быстро растет ножка?

В первый и второй годы жизни размер обуви может меняться как минимум раз в сезон. Дети растут скачкообразно, и во время очередного интенсивного периода роста один размер стопы может продержаться всего несколько недель. Нога может вырасти очень внезапно, поэтому определяться с её длиной  и измерять стопу нужно за день-два до похода за детской обновкой.

Какой размер ноги у ребенка в 1 год, на сколько и когда он увеличивается? Вашему малышу будет в пору обувь 20 размера, ведь его ножка уже чуть длиннее 12 см. Когда крохе исполнится 18 месяцев, длина ступни у него будет немного больше 13 см и вам понадобится туфельки или ботиночки 21-22 размера. В 2 года ступня дитяти вытянется до 14 см (в магазине присматривайтесь к 23 размеру обуви), а ближе к 2,5 года её длина будет примерно равна 15 см.

Как правильно выбирать детскую обувь

Учтите, что если вы выбираете сандалии на лето, то берите пару на 1-1,5 см больше, чтобы её хватило до конца сезона. Если нужны зимние сапожки, нужно присматриваться к моделям большего размера, так как внутрь обуви вашему сыну или дочке необходимо будет надеть теплые носки.

Выбирайте обувь на липучках или молнии, так как маленький ребенок в 13-15 и даже в 16-24 месяцев не сможет сам справиться со шнуровкой.

Для годовалого малыша ищите обувь с хорошо фиксированным подъемом и жесткой пяткой, на мягкой подошве, где есть небольшой каблучок. Застежки должны хорошо удерживать каждый ботинок или туфлю на ноге.

Отдавайте предпочтение практичной обуви из натуральных материалов, которая не вызовет аллергии у ваших сына или дочки и не приведет к деформациям стопы. При необходимости проконсультируйтесь у ортопеда перед покупкой той или иной новой пары.

Уделите выбору не менее 15 минут, пусть ребенок какое-то время побудет в новой обуви. Посмотрите на его реакцию, всё ли его устраивает, не вызывает ли обновка дискомфортных ощущений.

Ошибки при покупке детских туфелек и сапожек

  • Не прикладывайте ступню ребенка к подошве ботиночек или сандалий снаружи, чтобы таким образом определить размер ноги отпрыска.

Так нельзя получить объективных данных о модели, так как длина стельки может быть значительно меньше внешней подошвы.

  • Не просите малыша подвинуть ногу вперед, чтобы вы могли вставить палец между задником и пяточной частью стопы.

Маленькие дети могут поджать пальцы, и оставаться в таком положении длительное время.

  • Не ориентируйтесь в выборе модели на мнение ребенка, когда ему 1,5-2 года или тем более только 13-15 месяцев.

Кроха всегда предпочтет яркий внешний вид с персонажем мультика удобству и практичности. А сказать о том, что им тесна та или иная пара, детки еще не могут, так как пока не умеют анализировать такие ощущения из-за незрелости нервной системы. Вещь должна нравиться маленькому мальчику или девочке.

  • Не выбирайте очень дорогую обувь или ту, что очень близка по размеру к нынешней длине стопы ребенка.

Если покупка совпадает с очередным периодом интенсивного роста, то такой пары вашему сыну или дочке хватит всего на несколько недель.

Покупка обуви для малыша – всегда ответственное дело для каждой мамы. Но точно зная длину ножки отпрыска, вам не составит труда подобрать красивую и безопасную пару для вашего ребенка в любое время года.

Источник razvitieiq.ru

 

  1. Спасибо за содержательное и доступное изложение.Попробую претворить в жизнь ваши советы в воспитании дочки:)

  2. очень понравилась понравилась статья, подчерпнула для себя много интересного, спасибо большое автору статьи)

  3. спасибо за информацию. всё доступно и ясно любому родителю.

LEAVE A REPLY