Как подготовить ребёнка к школе

5
Как подготовить ребёнка к школе

Подготовка ребёнка к школе

С чего начать подготовку ребёнка к школе? Что должен знать ребёнок, идущий в школу?

Обычно заботливые родители идут в книжный магазин и покупают… Правильно, много-много книг, прописей, букварей и азбук. В конечном итоге и половина материала остается не использованной, потому что темы в книгах повторяются, заданий очень много и все их выполнять успеть невозможно. Мой вам совет: берите по одной книге каждой тематики или одну книгу, в которой все объединено, — это всевозможные энциклопедии по подготовке детей к школе. Не бойтесь того, что вы что-то упустите и не скажете ребенку, после того как вы пройдете весь материал, можно приобрести новые прописи, книги с более сложными заданиями.

Готовить к школе ребенка нужно постепенно и начинать можно уже с трех лет. Книги и тетради покупайте соответственно возрасту. Не торопитесь, чтобы не переусердствовать и не лишить ребенка желания учиться. Ваша задача состоит в том, чтобы привить ребенку тягу к познаниям. Не давите на ребенка и не сравнивайте его с другими детьми. Если у ребенка что-то не получается, пробуйте снова, терпеливо, хваля его за то, что он старается. Все равно не получается? Не понимает? Вернитесь к этой теме чуть позже, когда ребенок немного подрастет. Подумайте, может стоит сменить методику обучения.

Помните — учеба это большой и тяжелый труд для маленького человечка.

Как можно построить занятия с ребенком дома?

Если вы решили проводить занятия дома, особенно внимательно отнеситесь к выбору книг для ваших занятий.

Чтобы добиться положительного эффекта, вам необходимо:

■ Проводить занятия ежедневно и заранее составлять план их проведения.

■ Вы должны понимать, к какой конечной цели вы идете. Если ваша цель — научить ребенка считать до 10, тогда на всех занятиях обязательно обыгрывайте эту тему хотя бы вскользь. Во время уроков рисования или лепки спросите ребенка, сколько он нарисовал цветочков или сколько он слепил шариков зеленого цвета.

■ Каждое занятие обязательно начинайте с повторения. То, что нужно запомнить, обязательно повторите в конце урока.

■ Время занятий увеличивайте постепенно, но их продолжительность на должна превышать 35 минут. Для того чтобы ребенок научился ощущать время, можно использовать песочные часы. Это помогает ребенку видеть, сколько времени у него осталось до конца занятия и сколько он может успеть за отведенное ему время.

■ Следите, чтобы ребенок не утомлялся на занятиях. Если видите, что он устал, тут же смените направление занятия, сделайте переменку.

■ Обязательно, не надолго, оставляйте ребенка одного, для того чтобы он мог самостоятельно делать заданное вами упражнение.

Что нужно развивать?

Память, внимание, восприятие, пространственную ориентацию, глазомер, моторику, мышление, воображение.

Предметы, которые могут входить в подготовку к школе вашего ребенка: математика, письмо, русский язык, развитие речи, чтение, природоведение или окружающий мир, рисование, аппликация, лепка и английский язык.

Что примерно должен знать ребенок перед школой.

■ Свое имя и фамилию.

■ Дату своего рождения и сколько ему лет.

■ Свой домашний адрес.

■ Некоторые страны.

■ Имена родителей (имя, отчество, фамилия).

■ Времена года и их последовательность.

■ Месяца и их количество.

■ Сколько дней в неделе и их названия, какие дни рабочие, а какие выходные.

■ Ориентироваться во времени, знать время суток.

■ Что такое живая, а что такое не живая природа.

■ Отличать диких животных от домашних.

■ Уметь правильно назвать детенышей (у лошади — жеребенок, у коровы — теленок…).

■ Какая бывает погода (солнечная, ясная, пасмурная и т. д.)

■ Какие погодные явления бывают зимой, весной, летом и осенью.

■ Названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб.

■ Уметь отличать деревья от кустарников.

■ Уметь отличать фрукты от ягод и овощей.

■ Находить лишний предмет в группе.

■ Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.

■ Основные цвета.

■ Ориентироваться, где право, а где лево.

■ Ориентироваться на листе бумаге (верхний угол слева, верхний угол справа и т. д.).

■ Названия известных видов спорта.

■ Названия часто встречающихся профессий.

■ Названия основных строительных инструментов.

■ Названия нескольких музыкальных инструментов.

■ Основные правила дорожного движения и основные дорожные знаки.

■ Знать, что относится к посуде, к мебели, канцелярским принадлежностям.

■ Фамилии известных писателей и поэтов, названия известных сказок.

■ Знать наизусть стихотворения.

■ Основные праздники.

■ Считать до 10 в прямом и обратном порядке.

■ Складывать и вычитать в пределах десятка, понимать состав числа.

■ Читать, хотя бы по слогам.

■ Знать понятия «больше», «меньше», «равно».

■ Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.

■ Уметь решать простые арифметические задачки.

■ Знать основные геометрические фигуры.

■ Печатать, писать печатными буквами.

■ Различать буквы и звуки.

■ Отличать гласные звуки от согласных.

■ Уметь находить заданный звук в слове и определять, в какой части слова он находится (в начале, середине и конце слова).

■ Уметь делить слово на слоги.

■ Уметь копировать простые узоры по клеткам, продолжить ряд, дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.

■ Уметь продолжать ряд по линии, заданного фрагмента: палочки, кружочки, крючочки и т. д.

■ Графические диктанты («собачка» от точки. Две клеточки вправо, одна клеточка вверх, две клеточки вправо, две клеточки в низ, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, две влево, одна вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх, три клеточки влево, две клеточки вверх).

■ Уметь пересказывать, составлять рассказ по картинкам, использовать в своем рассказе прилагательные.

■ Уметь собирать небольшие пазлы.

■ Уметь правильно держать ручку и карандаш в руке.

■ Уметь аккуратно обводить по контуру рисунок, закрашивать его.

Не стоит пугаться, если подготовка к школе ребенка началась не в три года, а в пять лет. Вы успеете дать ему все необходимые знания. Но если ребенку уже 6 лет и на следующий год идти в первый класс, тогда обязательно определите ребенка на подготовительные курсы. Хорошо, если это будут курсы в той школе, куда вы собираетесь отдать своего ребенка. Программа подготовки будет адекватной программе первого класса. Главное делайте всю домашнюю работу, словно вы уже в первом классе и выполняйте все требования учителя.

Вы можете и сами полностью готовить ребенка к школе, подобрав нужную методику.

Чем хороши подготовительные курсы, проводимые в самой школе:

■ Ребенок привыкает к школе, адаптируется к новым для него условиям.

■ Идет привыкание к школьным требованиям.

■ Общение со сверстниками (особенно это хорошо, если ребенок не ходил в детский сад).

■ Курсы восполнят знания, которых не достает ребенку.

Готов ли мой ребенок учиться?

Первый раз в первый класс. У родителей волнений и тревог накануне самого 1 сентября бывает больше, чем у детей. Ведь будущий первоклашка даже не догадывается, через что прошли родители, чтобы выбрать, как сейчас говорят, сильную школу с мощным педагогическим составом. И вот – в школу приняли, ранец куплен, астры – в вазе. Первый звонок звучит как фанфары. Однако потом начинаются будни, и больше 30% (такова статистика последних лет) первоклашек и их родителей сталкиваются со школьной дезадаптацией, или, проще говоря, неготовностью учиться.

Ребенок должен «дозреть» до школьной скамьи, перестроиться с игровой формы познания на учебную. Обычно ребенок адаптируется к условиям школьной жизни за две-три недели: хочешь ответить – подними руку, пользоваться мобильником можно только на переменках, дома делают уроки, учителя надо слушать внимательно. Его «зрелость» проявляется в желании учиться, познавать новое, в умении контролировать свое поведение. Хорошо, если первоклассник воспринимает даже очень скучный для него материал хотя бы течение 5-7 минут – это уже большое достижение для ребенка.

А если все не так?

Что, если бывший дошкольник с хорошими способностями превращается в школе в драчуна, который не может высидеть даже один урок? «Невнимательный», «несобранный», «неорганизованный» и еще много других НЕ слышат родители в адрес своего ребенка. Все эти маленькие НЕ потихоньку копятся и потом превращаются в толстые «неуды». Родители недоумевают – ведь их ребенок и считать до 100, и читать по слогам еще в саду научился, а тут такое разочарование. В том-то и дело, что готовность к школезависит не только от умственного развития. Мы описали самые типичные признаки школьной дезадаптации.

Трудности в школе психологи разделяют на два типа

 Специфические – нарушается моторика, восприятие пространства, речевое развитие. Иначе говоря, ребенок, который еще летом каллиграфически выводил букву А, начинает писать как курочка лапой, буквы «пляшут», он с трудом пересказывает простейший рассказ, запинается, буквально – двух слов связать не может.

 Неспецифические – ребенок не организован, делает все очень медленно, не может понять задание, замкнут, с трудом вливается в коллектив и налаживает отношения со сверстниками.

Для такого ребенка школа превращается в сильнейший стресс. Если вовремя не помочь ему, тогда желание учиться исчезнет. К счастью, школьные психологи и учителя начальных классов вычисляют таких детишек на «раз-два», поэтому до запущенных случаев доходит редко. Дезадаптация «лечится» психологическими тренингами с детьми и их родителями. Семейная терапия, групповые занятия для детей, рекомендации родителям – такие простые коррекционные мероприятия имеют хорошую эффективность. Очень важно, чтобы рекомендации психологов соблюдались и учителем, и родителями.

Вот самые распространенные советы для родителей первоклашки:

— Не ругайте ребенка за ошибки и помарки. Отнеситесь к этому с пониманием.

— Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. «Смотри, какой Петя молодец, одни пятерки домой носит – маму радует. А ты?», — ни в коем случае не допускайте таких выражений. Ваш ребенок – единственный и неповторимый, со своим ритмом обучения и со своими особенностями понимания.

— Не отзывайтесь плохо об учителях при ребенке. При всех возможных недостатках учитель должен быть авторитетом.

— Учитесь вместе с ребенком. Ваше участие и интерес к школьной программе скажутся на ребенке только положительно. Мамы ведь настоящие волшебницы, и могут превратить скучный пример 1+3 в очень вкусную задачку с конфетами или фруктами.

— Помните, что ребенку сложно удерживать внимание дольше 10-15 минут, поэтому перерывы и переменки нужно делать почаще.

— Не отдавайте первоклашку в спортивную секцию или «музыкалку» одновременно с началом учебного года в школе. Сделайте это через полгодика, а еще лучше через год, когда ребенок привыкнет к школе.

Но главный совет – это чуткость и поддержка ребенка со стороны родителей. Если вы будете верить в него, он преодолеет любые сложности.

Источник schoolofcare.ru

  1. Очень интересная и познавательная статья. Спасибо!

  2. Очень понравилась статья хоть моему ребенку только 4 года все равно интересно

LEAVE A REPLY